Пресс-центр

Научить людей зарабатывать – не сложно

Научить людей зарабатывать – не сложно

«В кризис важно быть трезвым – не уходить от объективной реальности, наивно убеждая себя, что это всё временно, мы уже пережили много кризисов и знаем, что делать. В итоге все «опытные деятели» всё равно начинают истерить, потому что каждый раз всё по-другому. Чтобы выжить в кризис, нельзя следовать самому приторному антикризисному совету – «больше работать». По статистике, в такие периоды клиентами кардиологов становятся бизнесмены и топ-менеджеры от 35 до 45 лет».

Как, по-вашему, выглядит эффективная компания?

 

Всегда приятно отвечать на такой вопрос. Давайте просто назову цифру: если ваша команда научилась зарабатывать хотя бы 175 000 долларов (в год) на одного человека – вы эффективны, если более 250 000 – вы вообще круты. А если пока нет ни одной из этих цифр, эффективность бизнеса должна стать одной из ваших приоритетных задач.

 

Как она решается? Только через перфекционизм – в компании должны работать лишь самые лучшие сотрудники, все процессы, которые можно автоматизировать, должны быть автоматизированы, всё, что можно передать на аутсорсинг (вспомогательные процессы вроде бухгалтерии и клининга), необходимо передать на аутсорсинг. Что касается издержек, то если хоть одна статья затрат не конвертируется в прибыль или капитализацию – ее нужно «обрезать» в день обнаружения. Если есть сотрудник, без которого вы можете обойтись (в некоторых компаниях таких 60%), увольняйте его немедленно. Сегодня клиенты готовы платить в полтора, в два, в три, а иногда и в 10 раз больше, если вы продаете инновационный продукт, который пока не способны предложить другие. Значит, одно из ключевых условий эффективной компании – это способность создавать инновации. Кстати, еще два очень важных условия – это горизонтальная структура управления (вместо иерархии «наниматель-исполнитель» партнерские отношения с сотрудниками) и капиталистическая система мотивации – деньги в обмен на результаты труда, а не на сам труд.

 

20160411101754-shutterstock-361396373 Может ли неэффективное предприятие стать эффективным?

 

Конечно. Впрочем, как и наоборот. Эффективное предприятие, как всякий организм, требует постоянного тонуса. Нет тонуса – появляется жир, отдышка, растет живот и артериальное давление, дальше аритмия и диабет. Что делают с ожирением? Вначале сажают на жесткую диету, а потом, если не помогает – делают липосакцию. Кстати, если после липосакции вернуться к прежнему стилю жизни, то организм вернется к исходному состоянию уже через полгода.

Любое предприятие можно сделать эффективным, но чаще всего для этого требуются серьезные хирургические вмешательства: смена стратегии (если она вообще есть), смена управленческой команды (если группу действующих руководителей можно назвать командой), изменение операционной модели, автоматизация и роботизация, чистка персонала и привлечение в команду лучших специалистов, внедрение систем и самообучения персонала. И всё это – за очень ограниченное время. Вы спросите, почему тогда у нас столько неэффективных предприятий? По той же причине, по которой все знают о вреде курения, фастфуда и пользе плавания, но курящих и толстых остается очень много.

 

Идеальная работа – какая она?

 

Это деньги плюс удовольствие. Когда есть удовольствие, но нет денег – это не работа, а хобби. Когда, есть деньги, но нет удовольствия – это рано или поздно приводит к потере доходов, так как в нелюбимой работе невозможно развиваться, а также к преждевременному старению, болезням, в том числе алкоголизму, онкологии и ранней смерти, так как нелюбимая работа – это ежедневный минимум 8-часовой стресс. Плюс стресс в воскресение, когда вы уже начинаете думать о нелюбимой работе.

 

Какими качествами должен обладать хороший сотрудник?

 

 

Здесь всё четко: способность исследовать и анализировать, умение вырабатывать решения, критическое мышление, быстрая погружаемость в специфику задачи, проблемы, бизнеса клиента, склонность к самообучению и творчеству. Никакой иерархии в последовательности нет – все перечисленные качества одинаково важны. Ну и конечно, если мы говорим о руководителях, то важны лидерские качества, для специалистов кроме всего прочего – успешный опыт в профессии.

 

А как выглядит идеальное рабочее место?

 

Начиная бизнес, мы сидели «друг у друга на головах» в маленьком арендованном офисе, правда, в центре города. В бытовом плане было очень тяжело: отсутствие личного пространства выработало привычку выходить из кабинета, когда звонит телефон. Кондиционер делил офис на два лагеря – на тех, кому жарко, и тех, кто боится заболеть. Отдельная тема – это прием пищи, а если устал… ответ один – не уставай. Парковка для сотрудников и для клиентов – это был вообще отдельный ад.

 

                                                        hero_smb_1

 

Позже, с ростом бизнеса у нас появилась возможность построить свой офис, и здесь мы решили воплотить всё, что считаем «идеальным рабочим местом».

Много воздуха и много пространства. Никаких муравейников-оупен-спэйсов на 50 человек. У нас сегодня каждый сотрудник располагает 12 кв.м., не считая коридоров и вспомогательных помещений.

На работе мы проводим в лучшем случае треть своего времени, а на самом деле 40-50%, поэтому очень важно, чем мы дышим и какую воду пьем. Поверьте, после 26 градусов уже никто не работает, а во многих компаниях летом и 33 градуса – норма.

 

У каждого сотрудника должна быть возможность сделать паузу в работе, прогуляться, выпить чай, кофе или может быть что-то покрепче (все сотрудники интеллигентны и воспитаны, поэтому при вседозволенности употребления алкоголя на рабочем месте, за всю историю никто ни разу не был пьяным). Для это должен быть лаунж.

 

Мебель, компьютеры, проекторы, печатное оборудование – только самое лучшее, но при этом ничего лишнего.AAEAAQAAAAAAAAfUAAAAJDJiNjNkODliLTFiZDUtNDZiMS1iYWEzLTE5NTM2NDA2YmQzYw

 

Сотрудникам на работе должно быть не менее уютно, чем дома, при этом от обилия стилистических элементов не должны уставать глаза. Я за скандинавский стиль: прочно, основательно, в то же время функционально, светло и уютно. В нашем офисе на некоторых стенах можно рисовать специальными маркерами – здесь нет никакого ноу-хау: просто удобно.

 

У каждого сотрудника должна быть возможность припарковаться независимо от того, во сколько он приехал на работу, а среднее время, которое он тратит на дорогу до работы, даже в утреннее время пробок, в идеале должно занимать не более 30 минут.

 

Сотрудников на работе не должны обременять бытовые проблемы, так что кафе на первом этаже, а также возможность принести еду из дома и разогреть ее в специальном помещении – это must have. И кстати очень важно, чтобы была возможность не есть на рабочем месте.

 

Как научить людей зарабатывать?

 

Научить людей зарабатывать – не сложно. Проблема в том, что большинство людей не хотят зарабатывать, зачастую считая это постыдным делом. Чтобы зарабатывать сегодня, нужно уметь: 1. делать что-то полезное и ценное для других и 2. продвигать и продавать это. Например, вы умеете делать лучший творог в городе – значит, осваивайте навыки маркетинга и продаж, и вы начнете неплохо зарабатывать. Но начать нужно именно с того, чтобы научиться делать лучший в городе творог. Далее, если вы хотите стать долларовым миллионером, вы должны научиться тиражировать производство и продажи творога, следовательно, вам потребуются знания в области управления. И здесь, поверьте, обучить человека маркетингу, продажам, управлению очень легко. А вот научить делать лучший в городе творог – очень сложно.

 

«Ни один человек благодаря курсам, тренингам, вузам, MBA не стал миллионером – путь к миллиону, а потом и к миллиарду лежит исключительно через непрерывный процесс самообучения».

 

Можно ли в принципе хорошо зарабатывать в Беларуси?

 

Сложно, но можно. В Беларуси много состоятельных людей, которые, вопреки убеждениям бедных, честно заработали свои деньги. Речь идет о суперпрофессионалах в своих отраслях – адвокатах, стоматологах, хирургах, ветеринарах, инженерах, руководителях частных компаний. Поверьте, им, в отличие от чиновников, никто взятки не дает.

 

В Беларуси очень много энергии уходит на борьбу с ветряными мельницами в виде нескончаемого потока новых законодательных актов деструктивного характера. А еще в стране, в большинстве сегментов, относительно невысокая конкуренция.factory-future

 

Белорусам в первую очередь мешает зарабатывать их нежелание зарабатывать – птицам деньги не нужны.

 

Приведу очень простой пример: большинство старых советских заводов в виде МАЗа, МТЗ и им подобных сейчас, мягко говоря, не догружены. В результате людей сокращают, отправляют в отпуска; преподаватели в институтах и ученые ноют по поводу того, что у них низкие зарплаты. Но дальше нытья ничего не происходит. При этом на рынке не хватает маляров, сантехников, плиточников – я вынужден договариваться с ними за три месяца до начала работ, потому, что у них запись из трех-четырех объектов. Месячный доход этих ребят даже сегодня, в кризис – от 1 500 до 2 700 долларов в месяц! Так что же мешает рабочему с МАЗа освоить ремесло плиточника?

 

С учеными несколько сложнее: действительно, настоящие ученые – это высокая ценность, за которую как белорусские, так и иностранные компании готовы даже сегодня платить большие деньги. Другой вопрос, ученые не хотят идти работать, т.к. в компании придется отвечать за результат, а в НИИ достаточно написать несколько отчетов и ни за что не отвечать. Я учился в аспирантуре АН, поэтому знаю, как там в основной массе обстоят дела.

 

Есть еще огромная прослойка псевдоученых, которые продолжают исследовать и изобретать то, что давным-давно исследовано и изобретено их зарубежными коллегами. Кто из них готов признать свою профессиональную несостоятельность и переквалифицироваться в укладчика паркета?

 

В итоге «выпускники госкомпаний» – в основной своей массе безынициативные, немотивированные люди с устаревшими компетенциями и потребительским отношением к работодателю: с ними невозможно выстраивать партнерские отношения. Они отлично умеют симулировать работу и писать длинные никому не нужные отчеты.

 

«Задача государства создавать среду для бизнеса, а не заниматься бизнесом. Представьте себе, если б в театре во время спектакля вместо актеров на сцену вышли костюмеры, техники, гардеробщица и работники кафе…»

 

В интернете прошла волна возмущений по поводу того, что вы назвали белорусских рабочих «избыточной биомассой»…

 

Мое высказывание касалось не только белорусских рабочих, а рабочих в принципе. Дело в том, что в производственном бизнесе во всем мире сейчас идут активные процессы автоматизации, которые в качестве одного из результатов в самое ближайшее время дадут мощный выброс на рынок труда невостребованной рабочей силы. Но несмотря на этот тренд, и сами рабочие, и чиновники делают вид, что ничего не происходит. Рабочие продолжают ходить на свои невостребованные заводы, не пытаясь переквалифицироваться, чиновники не пытаются сработать на опережение.

 

Если бы вам дали возможность стать директором по развитию МАЗа и МТЗ, что бы вы сделали в первую очередь?

 

Financing-Methods-for-New-Business-Men

Я бы не стал директором по развитию МАЗа и МТЗ, потому что труд по найму – это мое прошлое, которое прекрасно, но к нему, как и ко всякому прошлому, мне не хочется возвращаться. Плюс я не разделяю ценности и мораль государственного бизнеса. Другой вопрос, если бы мы подписали контракт на реинжиниринг конкретно этих предприятий, предполагающий, что заказчик идет на все наши условия, суть которых сводится к бескомпромиссности. Тогда наши действия выглядели бы так: досконально исследуем все сферы функционирования упомянутых предприятий и вырабатываем стратегию и план конкретных действий. Далее избавляем заводы от всего лишнего – процессов, сотрудников, отделов, непрофильных активов. Предполагаю, что сжатие будет где-то в два раза. Упорядочиваем оставшихся сотрудников и отделы в горизонтальную организационную структуру, превращаем подразделения в бизнес-единицы и начинаем выстраивать каждую из них, превращая центры затрат в центры прибыли. Заменяем неэффективных сотрудников эффективными (а это, я думаю, коснется не менее 90% персонала), запускаем системы обучения и мотивации, где оплачиваем и хорошо оплачиваем только результаты труда.

 


 Разрабатываем и внедряем новые модели процессов разработки и проектирования новых продуктов, производства, маркетинга и продаж, полностью изменяем систему менеджмента – приглашаем в команду только успешных высокооплачиваемых руководителей из частного бизнеса, в том числе и из других конкурирующих компаний мира… Список действий включает еще более 50 пунктов, но думаю, что стиль подхода понятен.

 

«Любые отношения между сотрудниками и компанией, а также между компанией и клиентами должны носить исключительно добровольный характер. Человек, готовый работать из-под палки, – это раб, которому опасно поручать даже мытье пола, не говоря уже об интеллектуальных задачах».

 

Главный месседж ваших учебных программ?

 

Мы не проводим эмоционально-мотивационные тренинги, поэтому у нас нет некого единого эмоционального месседжа. Каждая программа обучения несет в себе набор конкретных практичных инструментов. Мы делаем всё, чтобы в результате наши клиенты становились богаче и эффективнее – вот и весь наш месседж.

 

 

Интервью подготовлено журналом "OnAir"
На вопросы "OnAir" отвечал Дмитрий Черноморец 



Apply Logistic в Facebook
Apply Logistic в Facebook