Пресс-центр

Кейс по возврату дебиторской задолженности

Кейс по возврату дебиторской задолженности

Возврат дебиторской задолженности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем многих бизнесов. О методах и способах взыскания задолженности с неплательщиков существует множество публикаций и материалов, поэтому углубляться во все тонкости этого вопроса мы не будем, и осветим лишь один пример возврата сравнительно небольшой суммы, а также расскажем о действиях, которые целесообразно предпринимать в такого рода ситуациях.

Итак, компания Apply Logistic Operations оказала услугу по организации международной перевозки груза из Российской Федерации в Республику Беларусь одной белорусской компании. Обязательства по договору были выполнены в полном объеме в установленный срок, претензии со стороны заказчика отсутствовали. Об этом свидетельствовали подписанные обеими сторонами акт оказанных услуг и протокол согласования цены.

 

Согласно договору заказчик взял на себя обязательство оплатить услуги в трехдневный срок после завершения перевозки, т.е. с момента принятия груза в месте доставки. Сама перевозка длилась 2 дня, при этом 3 дня грузовладельцу предоставлялось на проведение платежа - период довольно небольшой, чтобы можно было забыть о необходимости расчета. Однако, как ни парадоксально, но заказчик все же "забыл" о сроке исполнения взятого на себя обязательства. 

 

Поэтому рекомендация №1 – каковы бы ни были сроки расчета, всегда держите их на контроле и не стесняйтесь напоминать об этом дебитору, даже если срок платежа еще не истек.

 

Как и следовало ожидать, менеджер Клиента, который являлся ответственным лицом по перевозке, принес извинения и проинформировал, что оплата незамедлительно будет произведена. Прошло 2 дня – деньги на счет не поступили. В таких случаях, как правило, далее вести разговор с менеджером нецелесообразно, т.к. повторное невыполнение обязательства говорит либо о невладении ситуацией, либо об умышленном нежелании платить со стороны руководства.

 

Рекомендация №2 - если Вы видете, что контактное лицо, представляющее интересы вашего Клиента не управляет ситуацией, не теряя время, переключайтесь на других сотрудников и руководителей, обладающих большей информацией и полномочиями.

 

Соблюдая субординацию, мы связались с бухгалтером, который в свою очередь пояснил причину просрочки оплаты просто: нет денег на счете, когда появятся - неизвестно. Поскольку исполнители компании не смогли дать четкий ответ на поставленный вопрос, было решено общаться непосредственно с директором. Как оказалось, директор компании находился в командировке, о ситуации с задолженностью осведомлен не был и попросил время для ознакомления с текущим положением дел. После этого разговора, все попытки связаться повторно были безрезультатными – руководитель компании попросту не выходил на связь ни через секретаря, ни по личному номеру телефона. Вышеуказанное поведение явилось косвенным доказательством того, что финансовое положение у дебитора нестабильное и вероятность оплаты в ближайшее время очень небольшая.

 

Рекомендация №3 - если Вы видите, что ваш дебитор не дает Вам конкретных ответов о датах платежа, а также избегает общения с Вами, переходите к формально-процессуальному порядку возврата задолженности.

 

Прогнозируя возможные развития событий вплоть до судебного процесса, мы оформили официальное письмо – Предложение о добровольном урегулировании спора или Претензию, в которой изложили суть требования, а также сумму задолженности и пени за просрочку. Такие письма играют немаловажную роль: во-первых, несколько дисциплинируют неплательщика, во-вторых, при обращении в суд служат доказательством принятия мер по возврату долга со стороны кредитора. Следует учесть, что письма такого характера целесообразно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении получателю.

 

Претензия некоторое влияние оказала – через день после ее доставки на связь вышел юрист компании с предложением о погашении задолженности частичными платежами в течение месяца.

 

Намерения рассчитаться были подтверждены гарантийным письмом (юридическая ценность которого - нулевая). Однако и в этот раз обязательства  не были выполнены.

 

Мы оформили вторую Претензию, в которой было указано на многократное невыполнение обязательств, изменена сумма пени за просрочку с учетом процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания (согласно ст. 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь), а также изложено предупреждение о намерении обращения в Хозяйственный суд в случае невыполнения требования о погашении задолженности в сроки, установленные Претензией.

 

Время, отведенное на осуществление платежа, вышло. Задолженность и пеня, размер которой к этому моменту составил около 43% от первоначальной суммы задолженности, погашены не были. Пришлось идти на крайние меры и обращаться в суд с заявлением о возбуждении приказного производства.

 

Рекомендация №4 - если первая претензия не сработала, оформите вторую, если и вторая претензия не принесла результата, третью оформлять бессмысленно - не теряя времени, обращайтесь в суд.

 

Отметим, что приказное производство – один из наиболее простых и экономичных способов возврата дебиторской задолженности. Согласно ст.220 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь в приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются. При возбуждении приказного производства стороны в суд не вызываются, а размер государственной пошлины составляет 2 базовые величины.

 

В заключении хотелось бы рассказать об инструменте, который помогает не взыскать задолженность, а предотвратить ее появление.

 

Этот инструмент - размер пени, который в большинстве договоров устанавливается от 0,1 до 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки. При небольших суммах задолженности такая пеня может быть соизмерима с процентами по кредитам, выдаваемым банками, и фактически может получиться ситуация, что дебитору будет выгоднее не выплачивать Вам, нежели брать кредит, предоставляя при этом кучу документов и гарантий. Поэтому в договорах целесообразно предусматривать постепенное повышение размера пени за просрочку платежа (к примеру: до 5 дней – 0,1%, до 15 дней – 1%, свыше 15 дней – 5% от суммы платежа за каждый день просрочки).

 

Естественно, велика вероятность возникновения возражений со стороны заказчика при заключении договора, однако такое возражение можно расценивать как сомнение заказчика в своей платежеспособности или нежелание (невозможность) рассчитываться в оговоренные сроки. По большому счету, в случае отсутствия возможности заказчика рассчитываться в короткие сроки, на ситуацию можно влиять увеличением периода отсрочки платежа. При этом Вы проявляете лояльность по отношению к заказчику, но и за собой оставляете право в любой момент пересчитать сумму задолженности с использованием процента, пропорционального периоду задолженности.

 

Apply Logistic в Facebook
Apply Logistic в Facebook