Пресс-центр

Откуда берутся продукты-звезды?

Откуда берутся продукты-звезды?

Почему на рынке огромное количество неудачных продуктов, услуг, которые должны были пользоваться “бешеным спросом”, но этого не произошло. В тоже время, есть продукты-звезды, которые создают новые рынки – при этом звёзд, естественно, гораздо меньше продуктов-неудачников.

Практически все бизнесы, в том числе и наш постоянно пытаются взглянуть на потребности клиента и воплотить их в продуктах (товарах, услугах, технологиях), что абсолютно логично. 

 

Однако, если посмотреть на результаты, то мы видим, что на рынке огромное количество неудачных продуктов, услуг, которые должны были пользоваться “бешеным спросом”, но этого не произошло. В тоже время, есть продукты-звезды, которые создают новые рынки – при этом звёзд, естественно, гораздо меньше продуктов-неудачников. 

 

Теперь давайте ответим на вопрос, почему так мало продуктов-звёзд, и как сделать чтобы их стало больше, не в принципе больше, а больше в отдельно взятой компании. 

 

Но начнём с анализа тех закономерностей, которые стоят за продуктами-звёздами: 

 

1. Случайность или “так получилось” – нельзя отрицать и тот факт, что многие звёздные продукты были созданы не благодаря, а вопреки. Однако, если капать глубже, то за практически каждой удачной случайностью скрываются сотни и тысячи неудач.

  

Пример, который первым мне пришёл в голову – пицца. Сегодня пицца – это глобальный международный рынок. Пицца появилась в 16 веке и до сих пор рынок этого продукта только растёт. Однако, до итальянцев лепёшки из муки с начинками и оливковым маслом готовили древние греки… При этом пицца стала пиццей в 16 веке, когда она была впервые подана в виде пирога к королевскому столу придворными поварами, которые были вынуждены приготовить блюдо из тех ингредиентов, которые у них были на тот момент свежими (так получилось). Кстати королевским особам очень понравился эксперимент поваров. А если бы не понравился? Наверное, не было бы пиццы и данных поваров…и ещё очень важно связать этот факт с тем фактом, что томаты (обязательный ингредиент классической пиццы) появились в Италии тоже в 16 веке из Перу. Второй прорыв пиццы был совершён в 19 веке, когда королева Маргарита попробовала пиццу с мацареллой, томатами и базиликом… 

 

2. Делал для себя, а так получилось, что я такой не один – на рынке много продуктов-звёзд, которые родились в качестве решения конкретной проблемы его создателя. Конечно, можно начать фокусироваться на решении своих проблем, транслируя их на потребителей, однако, математическая статистика подсказывает что один человек-разработчик по отношении к миллиону потребителей не является репрезентативной выборкой и скорее всего продукт будет невостребованным. Или возможно проблема разработчика актуальна для большого количества потенциальных потребителей, однако она не так остро стоит для них, что они готовы платить за это деньги. 

 

Тоже вспомнил уместный пример. Мне очень нравится одежда Marina Yachting и как-то я познакомился (погуглил) с историей этого бренда. В 2х словах итальянский мореплаватель столкнулся с проблемой – одежда моряков легко промокала, чтобы было непрактичным и пропитал её китовым жиром. Также он был неравнодушен к форме британских моряков с позолоченными пуговицами, в результате он позаимствовал у британцев дизайн. Т.е. делал для себя и по форме, и по содержанию, а понравилось всем. Результат – успех! 

 

3. Развитая эмпатия создателя продукта – это то, на чём базируется DesignThinking. Что такое Эмпатия? Эмпатия – это и есть способность представить себя на месте другого человека, в результате понять его чувства, желания, поступки. Т.е. речь идёт об осознанном сопереживании. 

 

Со своей колокольни могу сказать, что сложность наших проектов не зависит от сложности задачи, а зависит от того на сколько тебе близок Клиент с позиции его ценностей, морали, опыта, менталитета, поведения и т.д. 

 

И ещё, почему из бывших сервисменов получаются отличные разработчики? 

 

Получается, и это логично, если продукт-менеджеры, инженеры-разработчики, руководители продуктовых компаний, региональные менеджеры и heads of business development разовьют в себе эмпатию. 

 

Теперь, важный вопрос - эмпатия, это искусство или технология? Если это технология (?), то это как бы это хорошо… – любая технология по определению тиражируема и в нашем случае мы смогли бы её формализовать и растиражировать хоть на весь персонал. И кстати, публикации в интернет говорят о том, что это технология… пока не капнешь глубже. На самом деле способность сопереживать – это талант, а, следовательно, этот навык ближе к искусству, нежели к технологии. 

 

Другой вопрос, можно ли развить талант? Теоретически да, ведь талант – это выдающиеся способности, которые раскрываются в процессе приобретения опыта, тем самым формируя навык. 

 

Вот на этот вопрос нам и нужно ответить – как развить талант эмпатии у сотрудников компании?

  

Я вижу следующие пути:

 


1. Больше общаться и взаимодействовать с пользователями, особенно продукт-менеджерам и разработчикам;

  

2. Большее коллаборации с пользователями и клиентами в процессах разработки и модернизации продуктов; 

 

3. Постоянная обратная связь от пользователей – здесь нужна технология; 

 

4. Больше исследований, связанных с клиентами и их проблемами; 

 

5. Брать на работу сотрудников из компаний – пользователей (если такое возможно); 

 

6. Стажировки сотрудников (продукт-менеджеров, разработчиков) в компаниях-пользователях (если такое возможно); 

 

7.  Рассматривать собственные сервисные отделы – как источник персонала в разработчики и продукт-менеджеры; 

 

8. Обучение персонала, направленное на развитие навыков эмпатии.

 

 

… наверняка число путей больше, чем те, которые я перечислил. 

 

 

Продвигаясь дальше в своих рассуждениях, я делаю вывод, что конвертация результатов эмпатии в продукт – это уже технология, которую и следует разрабатывать, и внедрять.  И здесь мы приходим к ещё одному умозаключению, что тонкое и точное понимание потребностей пользователей – это и есть ключ к инновациям. Т.е. развитая эмпатия сотрудников компании и есть драйвер инновационного развития.

 

 

Дмитрий Черноморец (с) 

Apply Logistic в Facebook
Apply Logistic в Facebook